Каналы восприятия и переработки информации.
Каждый из нас по-разному воспринимает и перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира. Попытаемся вместе разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы общаться с ребенком на "его языке"! Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
Что из себя представляют визуалы, аудиалы и кинестетики?
Визуал.
Человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Ребёнок-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие ребята предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку. Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам.
В воспитании такого ребенка необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
Аудиал.
Тот, кто получает основную информацию через слух.
Ребёнок-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие дети любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Ребята-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Кинестетик.
Человек, воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений, любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой ребёнок любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.
Особенности памяти.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).
Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая.
Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
Рассмотрим, как ребята записывают домашнее задание, написанное на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.
Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.
Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
Также занимательно и поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.
Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Отдельно обратим внимание на то, как правильно нужно делать детям замечания.
Замечания будут восприниматься лучше, если:
визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";
кинестетику положить руку на плечо.
При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).
Присмотритесь к своему ребёнку, понаблюдайте за ним. Очень многое можно узнать о нем, проводя незначительное количество времени вместе.
Ведь так важно говорить со своим ребенком «на одном языке»!